Школы внутреннего направления. 1. Нэй цзя цюань.
Этот стиль возник в
эпоху Мин, когда в Поднебесье уже
гремело имя Шаолиньского монастыря.
Некоторые школы ушу были несогласны с
главным принципом Шаолиня -
нападением - и справедливо считали , что
этого явно недостаточно, ведь противник,
воспользовавшись благоприятным
моментом, тоже может проводить
контратаки. Поэтому был выдвинут
новый принцип: "...посредством покоя
управляй движением и на базе этого
контролируй противника, поддавайся мощи
и применяй силу". Для того чтобы
новое направление отличалось от стиля
шаолинь цюань, ему дали имя нэй цзя цюань.
Но в последние годы династии Цин из-за
сходства форм и некоторых особенностей
тай цзи цюань, син и цюань и ба гуа
чжан были объединены под одним
названием нэй цзя цюань. А школа
шаолинь цюань была названа вай цзя цюань
(школа внешнего направления).
2. Тай цзи цюань.Стили ян, чэнь, сунь и
два стиля у объединены под общим
названием - тай цзи цюань. Это
направление китайского бокса отличает
мягкость, плавность и легкость. Здесь
тело и дух сливаются в полном единстве, и
движения осуществляются по плавной дуге,
как бы нанизываясь одно на другое. Вместе с тем каждый стиль тай цзи цюань
имеет свои особенности: стиль ян -
спокойный и распрямленный, стиль у,
первый: - изящен и динамичен, второй -
открыт и четок, стиль чэнь - это гармония
мягкого и твердого, сунь - подвижен и
гибок....
3. Син и
цюань(направленная воли и
воплощенный разум) - это обобщенное
название пяти форм и двенадцати образов.
Это стиль четких действий, где в
твердости таится мягкость, форма и
содержание едины, движения необычайно
аккуратны, просты и отчетливы, тело
прямое, шаг прочный, внутреннее и
внешнее едины...
4. Ба гуа
чжан - Это один из видов кулачного
боя внутреннего направления.
Специфичность этого стиля основана на
непрерывности движения по кругу,
вращении влево и вправо, ловкости тела и
живости шага, сочетании твердости и
мягкости, многочисленных изменениях
позиции. Поступь здесь легкая, как
лебединый пух, стойки прочны, как скала,
изменения позиции быстры, как молния,
движения вперед - назад, влево - вправо
бесконечно трансформируются и
непрерывно переплетаются. Все
выполняется на едином дыхании...
Школы внешнего
направления.
Чан цюань (длинный
кулак) - обобщающее название ча цюань,
двух стилей хуа цюань, пао цюань, хун
цюань, шаолинь цюань, цзе цзяо, фань цзы и
др.
После образования КНР понятие
чан цюань претерпело изменения. С тех
пор все виды кулачного боя, содержащие
распрямленные стойки, ловкие, быстрые,
мощные движения, четкий ритм, наскоки,
прыжки, молниеносные перемещения,
переходы в верхние и нижние позиции
стали именоваться чан цюань. Каждый
из видов чан цюань имеет свое лицо. Так, ча цюань и один их хуа цюань
отличаются спокойствием и
непринужденностью, легкостью и
изяществом, пао цюань и фань цзы -
пронизаны чистотой и аккуратностью и
наполнены неисчерпаемой силой.
Дуань цюань (короткий
кулак) имеет еще названия дуань да цюань,
мянь чжан, дуань да, мянь чжан цюань.
Комплексов тао лу в дуань цюань
всего шестнадцать - восемь начальных и
восемь мастерских. В этом смысле
приоритетное место в тактике занимает
защита, хотя, конечно, имеются и
атакующие приемы. Особое внимание
уделяется защите лица на верхнем уровне,
ног на нижнем, груди и боков - на среднем.
Основные удары наносятся кулаком,
локтем, ногой, предплечьем, бедром,
кончиками пальцев, коленом, головой.
Нань цюань
(Южный кулак). Он по праву
считается одним из наиболее древних и
наиболее распространенных стилей. Его
история исчисляется четырьмя
столетиями. В "Малоизвестных записках",
написанных более четырех веков назад,
есть слова: "В эпоху Мин было
одиннадцать школ бокса" и "
семнадцать школ фехтования на копьях"
Среди этих школ есть такие, как чжао
цзя цюань, нань цюань, гоу гуа
цюань, пи гуа цюань и др.
Сколь ни велико разнообразие
школ южного кулака, все они имеют общие
особенности:
1. Огромное разнообразие техник работы
руками. Китайская поговорка учит: "Одна
позиция - много рук" и "Один шаг -
несколько приемов руками". К тому же
отмечается обилие коротких ударов
руками. Не зря в народе говорят: "На
юге кулаки, на севере - ноги".
2. Движения ритмичные, сила жесткая.
3. Позиции устойчивы, центр тяжести
находится низко.
4. Переходящие друг в друга ускорения и
замедления, чередования длинных и
коротких ударов, взаимодополняющие
мягкость и твердость, где твердость - ведущая.
5. Энергия ци помещена в дань тянь. Выкрик с придыханием ци побуждает силу
ли. Выход силы происходит в нужный
момент с одновременным выкриком, и это
делает действия полными и мощными.
Среди других стилей нань цюань
выделяется жесткостью и волей.
Сян
син цюань (образные или "звериные"
стили). По-другому мо шень цюань (подражающий
кулак), - это специфическое и и очень
своеобразное направление ушу, в котором
основополагающим моментом является
подражание некоторым видам поведения
людей и различным животным - их
действиям, повадкам и поведению в
схватках. Сян син цюань стал одним из
самых зрелищных стилей ушу.
Хотя каждый вид сян син цюань
строго специфичен, тем не менее все "звериные"
стили обладают общими закономерностями.
Все образы могущественны и производят
впечатление, точны и выразительны и как
две капли воды похожи на живой образ.
Если в различных стилях ушу, кроме
укрепления здоровья и умения вести
рукопашную схватку, еще ценится красота
исполнения, то сян син цюань просто
поражает своей яркостью и
выразительностью.