Чистая работа
Всякий, кто хоть немного интересовался Востоком, знает, что лотос
является важнейшим символом в культурах, связанных с буддизмом.
Этот прекрасный цветок предстает как воплощение чистоты помыслов
и деяний, чистоты веры. Существенно при этом и то, что растет
лотос лишь на заболоченной почве, в топкой грязи и благодаря этому
его символический смысл становится более глубоким, ибо, согласно
традиционной концепции, лишь в недрах греха и грязи возможно
истинное преображение и обретение чистоты.
Под окнами обители
св. Урсулы при Католическом Университете Фужэнь в Тайбэе, где я
прожила несколько лет, был расположен Лотосовый пруд.
Каждодневное созерцание его преподало мне весьма поучительный,
наглядный урок. Наверное, в китайских садах при монастырях и
дворцах, лотосовые пруды создавались( и создаются) для любования
красотой цветов лотоса. Примерно в течение месяца ( с середины
июня до середины августа) - это время наслаждения цветом, формой
и ароматом этого удивительного растения.
За два месяца до этого
на пруду разрастаются огромные почти круглые (1м в диаметре)
листья лотоса, которые восхищают слух своим шорохом на ветру,
а также, благодаря особой способности долго держать на
поверхности капельки росы, изумительным сверканием при первых
солнечных лучах. Над этой мощной и густой зеленой массой поднимаются
высокие( до 2м) стебли и на них постепенно из бутонов раскрываются
огромные цветы. Всю же остальную часть года - примерно 3\4
года - лотосовый пруд являет собой картину увядания: сломанные
стебли, пожухлые листья, которые постепенно гниют, образуя вязкую
грязную почву, столь необходимую для произрастания этого цветка.
Эту грустную блеклую картину оживляет белизна цапель, которые
зимой селятся здесь.
По весне, в конце марта бригада рабочих
очищает пруд от прошлогодних корней, которые собственно и являются
целью для многих владельцев подобных прудов, так как корни
лотоса достаточно распространенный элемент китайской национальной
кухни Бригада обычно состоит из трех человек - один бригадир,
непременно в белой рубашке и два помощника. Несколько раз я наблюдала
за тяжелейшей работой - по колено в грязи, с огромным напряжением
они выкапывали корни - очень мощные, длиной 50-60 мс, складывали
в корзины.
И каждый раз мастерство бригадира потрясало меня.
Четкость и точность движений гарантировали ему абсолютную
чистоту - белизну его рубашки не запятнала грязь. Двое других
собирателей корня лотоса были по уши в грязи, делая много
неточных, ненужных движений.
Мне вспоминается рассказ Дж. Сэлинджера
"Эсме - с любовью и грязью" над смыслом названия которого
так билась И.М.Бернштейн, переводившая этот текст. Думается,
что пребывание в обители, созерцание лотосового прудика и
восхищение совершенной работой немного приблизили меня к пониманию
путей обретения чистоты.
БЕЛАЯ ЦАПЛЯ.
(из книги акростихов "Рай алфавита",Тайвань, 1993-1999гг.)
Без нее зима не начнется -
Ее белизна - тайваньский первый снежок.
Лотоса листья пожухли и стебли поломаны.
Акварельную мягкость сменила жесткость гравюры.
Ясен путь к воскресенью сквозь смерть.
Цуй Бо* много столетий назад
Аккуратной тщательной кистью гунби
Перенес зыбкий образ на тонкий шелк.
Любуюсь в Гугуне** старинной картиной "Белая цапля",
Я за окном часто вижу эту прекрасную птицу.
*Цуй Бо (XI в.) - прославленный мастер живописи цветов и птиц.
**Гугун - национальный
музей в Тайбэе - крупнейшее собрание китайского искусства.
Вернуться в
раздел Ваших рассказов
|
|
[ Вверх ] |