Один незабываемый вечер. ... мне очень хочется рассказать об одном незабываемом вечере, который я провела в доме Чэня. Ты знаешь, что его дом всегда открыт, буквально проходной двор, - он любит, чтобы к нему приходили люди, особенно друзья-художники. В тот вечер его гостями были четыре живописца из Янчжоу, города, где столетия назад творили знаменитые "Восемь безумцев", взорвавшие традиции и вместе с тем преумножившие их. После нехитрого ужина Чэнь предложил своим друзьям продемонстрировать мне главную "тайну" китайской живописи: единство ремесла и вдохновения, а также гармонию сотворчества (или "хэ цзо"). Стол накрыли сукном, хорошо впитывающим влагу, на него положили длинный (150х40см) лист тонкой рисовой бумаги, на уголке поместили кисти, тушь и краски. Девушка и трое юношей подошли к столу. Они довольно долго стояли перед чистым бумажным свитком, потом один взял довольно большую кисть и провел примерно посередине линию с несколькими изгибами во всю ширину листа. Она была похожа на очертания берега реки и я думала, что это начало пейзажной композиции. Второй художник из квартета после довольно продолжительного созерцания этой линии, вдруг повернул лист бумаги и ранее горизонтальная линия превратилась в вертикаль, ствол дерева, к которому он добавил ветви. Третьей вступила в сотворчество девушка, написавшая на одной из веточек яркую, райскую птицу. Последним был, по их мнению, самый талантливый и самый умелый. Он взял почти сухую кисть и легкими движениями руки, подобными тремоло, написал несколько сухих деревьев, покрытых седым шершавым мхом. Раздались аплодисменты его коллег и Чэня. Подобное вдохновенное сотворчество возможно лишь на основе высокого технического мастерства. Каждый художник из квартета был специалистом в узкой области живописи. И благодаря знанию канона, правил того или иного жанра, китайские художники импровизируют и творят в ансамбле. Довершить этот прекрасный живописный свиток пригласили маэстро знаменитого ученого, историка живописи и художника хозяина дома Чэнь Чуаньси. Он сделал каллиграфическую надпись, указав дату и место (и даже то, что за окном шумел дождь) и поставил киноварную печать. Пытаясь осмыслить феномен китайской культуры, я часто вспоминаю о том далеком вечере, когда оказалась очевидцем чуда единения ярких индивидуальностей, естественной гармонии жесткого правила и свободы творчества... Вернуться в раздел Ваших рассказов |
| [ Вверх ] | | |
|