Техника живописи пальцем, предполагая строгое следование общим для традиционной живописи канонам письма, строится на последовательной и системной работе подушечкой пальца {чжижоу), ногтем (чжнцзя) и краем ладони (чжак цэмянь). Главную нагрузку несет, как правило, указательный палец, активно участвуют большой и мизинец, используются и другие пальцы. Контурные линии, точки пишутся ногтем, плоскости — подушечкой. Тонкие детали исполняются обычно ногтем мизинца, широкие мазки — подушечкой большого пальца, причем в последнем случае возможно участие 2-3 пальцев, так, например, применение «тушевого расплеска» {помо) требует работы одновременно безымянным, средним и большим пальцами. Нередко используется край ладони и тыльная сторона пальца. Работа пальцем порою сочетается с работой кистью (как, например, раскраска у Гао Ципэя).
Традиционные каллиграфические надписи на картине могут исполняться как ногтем мизинца, так и кистью.
Аналогично живописи в каллиграфическом искусстве также существует «каллиграфия пальцем» {чжишу}.Требующая отточенного мастерства живопись пальцем предполагает необходимую подготовку в области обычной живописи кистью. Особую трудность представляет исполнение тонких деталей и поэтому наибольший успех достигается в сфере крупномасштабных композиций, в живописи, построенной на лаконично-условном изображении. Типичным недостатком может оказаться утрата системного подхода, произвольная хаотичность.
Живопись пальцем (принципиально исключающая простую имитацию кистевой живописи) подразумевает присутствие особого «привкуса-звучания пальца» (чжицюй), характеризующегося акцентным звучанием таких качеств, как легкость, непосредственность, естественность, экспрессивность, свежесть, неожиданность, спонтанность, лаконичность, обобщенность и импровизационность. Образное сопоставление живописи пальцем с
очарованием «простоволосой, небрежно одетой красавицы» (луапьтоу, цзуфу),11 точно отражая ее специфику, предполагает, однако, умение в шероховатости показать искусность: в простоте — изысканность, при бросающейся в глаза «неправильности» — умение достичь согласованности со строгой системой правил, при всей кажущейся «неорганизованности» — сохранение скрытого порядка, при бесконечной ускользающей «изменчивости» — внутреннее устойчивое постоянство.
http://ec-dejavu.http://ec-dejavu.ru/p/ ... inger.html